«Чудес не будет» — эксперты о ценах на авто в 2019 году в Казахстане

Экспeрты рaсскaзaли o тoм, кaк мoжeт рaзвивaться ситуaция нa aвтoмoбильнoм рынкe Кaзaxстaнa в 2019 гoду. Свoи прoгнoзы oзвучили прeдсeдaтeль Нeзaвисимoгo aвтoмoбильнoгo сoюзa Эдуaрд Эдoкoв и члeн прaвлeния Сoюзa нeзaвисимoгo aвтoбизнeсa Кaзaxстaнa Мaксaт Мирмaнoв, пeрeдaeт кoррeспoндeнт Tengrinews.kz.

Пo слoвaм Эдуaрдa Эдoкoвa, в 2019 гoду пoлoжитeльнoгo сцeнaрия aвтoлюбитeлям oжидaть нe стoит. Oн нaзвaл нeскoлькo причин, кoтoрыe будут спoсoбствoвaть пoвышeнию цeн нa aвтo.

«Вo-пeрвыx, в пoслeдниe гoды к цeнe пoкупки aвтoмoбиля зa рубeжoм, к стoимoсти дoстaвки и тaмoжeнным пoшлинaм дoпoлнитeльнo добавились утилизационный сбор и сбор за первичную регистрацию. А так как эти платежи жестко привязаны к МРП (месячному расчетному показателю), то с ежегодным увеличением МРП растут и эти сборы, и, следовательно, увеличиваются и конечные цены на машины.

Во-вторых, в Казахстан поставляется много автомобилей, произведенных или собранных в России. Это, в первую очередь, продукция АвтоВАЗа, а также европейские, корейские и японские марки машин, собираемые в России. Уже с конца прошлого года российские цены пошли вверх — представители ряда зарубежных автоконцернов объявили о повышении цен, в том числе и из-за увеличения НДС в России с 18 до 20 процентов. Несмотря на, казалось бы, небольшую разницу в два процента, конечный потребитель в итоге увидит ценник на машину на 3-5 процентов больше из-за включения в цену продавцами и дилерами дополнительных накладных расходов.

Еще один драйвер, который будет толкать цены вверх, это извечное наше проклятие — привязка цен на автомобили к твердой валюте (так как они покупаются в основном за рубежом). В 2018 году тенге подешевел на 10-15 процентов, на 2019 год прогнозы также неутешительные. Соответственно, мы будем свидетелями того, что цены в тенге на автомобили, ввозимые в Казахстан из за рубежа, будут расти», — считает Эдоков.

Ранее Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» поделился информацией, согласно которой в 2018 году средняя стоимость нового автомобиля выросла на 7-8 процентов. Однако, по мнению Эдокова, это минимальные показатели и в тенговом выражении рост цен в прошлом году по некоторым позициям составил около 20 процентов и выше.

«Соответственно, в 2019 году ситуация, думаю, не улучшится. По моим прогнозам, и в наступившем году рост цен составит порядка 20 процентов, а, возможно, и выше. Грубо говоря, если автомобили среднего класса в 2018 году стоили 10 миллионов тенге, то в этом году будут стоить как минимум 12 миллионов.

Также есть опасения увеличения влияния ряда негативных факторов. Это и сильная привязка нашей экономики к российской, которая подвержена «бомбардировкам» в виде различных санкций, да и в целом глобальная мировая напряженность не способствует укреплению ни рубля, ни тенге», — добавил эксперт.

Фото ©REUTERS

По словам Эдокова, прогноз о повышении цен в 2019 году применим и к поддержанным автомобилям, цена на которые в последнее время также растет.

«И это несмотря на то, что автомобиль становится старее. На мой взгляд, это происходит по законам рынка: чем меньше предложение при стабильном спросе, тем выше цена. Из-за ряда ограничительных мер (повышение таможенных пошлин, утилизационный сбор, первичная регистрация) в Казахстан перестали завозить поддержанные автомобили в достаточном количестве — это теперь невыгодно, потому что дорого обходится.

Например, несколько лет назад можно было купить в США поддержанный автомобиль за 10 тысяч долларов, потратить на перевозку и «растаможку» еще 3-5 тысяч долларов и получить автомобиль в хорошем состоянии за 15 тысяч долларов. А сейчас только таможня может обойтись в 3-5 тысяч, плюс утилизационный сбор — столько же, плюс первичная регистрация — около 3,5 тысячи долларов. Теперь этот же автомобиль обходится вам уже не в 15, а в 20-25 тысяч долларов. И за это время еще и тенге подешевел с 180 до 380 тенге, что вообще превращает цену автомобиля в неподъемный груз», — отметил он.

Фото ©REUTERS

Эксперт считает, что ситуация на вторичном рынке авто будет примерно такая же, как и на первичном — цены будут расти. Количество хороших поддержанных авто будет уменьшаться, а спрос на них оставаться.

«Мой совет для автолюбителей: если вы нашли поддержанный автомобиль в хорошем состоянии, и цена за него вас более-менее устраивает, то лучше покупать. Потому что, через полгода, скорее всего, количество хороших автомобилей будет меньше, а цена — выше. Ну, а тем, кто сейчас в нынешних реалиях думает, покупать новый или б/у автомобиль, я бы посоветовал брать ту машину, которая вам по карману, и желательно без привлечения кредитов», — подытожил Эдуард Эдоков.

Фото: Lada.ru

Эксперт Максат Мирманов также считает что, никаких чудес на автомобильном рынке не будет. По его словам, цены будут расти.

«Отставать цены на авто не будут. Здесь чудес никаких нет. У нас из автомобильной промышленности компоненты никакие не производятся. Весь наш автопром целиком и полностью зависит от курса доллара и рубля. Соответственно, тут никуда не денешься — цены в любом случае будут расти», — отметил специалист.

Делая прогноз на ближайшие 3-6 месяцев, Мирманов заявил, что рост цен на авто немного отстает от изменений курса иностранной валюты и рынок будет реагировать не моментально.

«Потому что у всех дилеров есть запас автомобилей на стоках, что-то уже предоплачено. Как только сток обновляется и заканчиваются машины, то они начинают активно закупаться. В этот момент будет актуальна та цена, которая по курсу будет. Тем не менее у дилеров есть небольшая возможность демпфировать, смягчать резкие скачки курса за счет маржи, где они могут ужаться, где-то они в тенге кредитуют. Но в целом цены на авто будут расти», — считает эксперт.

Фото: facebook.com/LADA

Он также считает, что в 2019 году продажи новых авто будут падать.

«Я вообще никаких позитивных моментов в нашей экономике не вижу. И не вижу никаких предпосылок к тому, чтобы благосостояние населения улучшалось. Поэтому способность продавать машины будет напрямую зависеть от покупательской способности, а она будет падать. Сейчас есть стимулирование рынка за счет льготного кредитования. Однако как только оно прекратится, покупательская способность начнет падать.

Конечно люди не перестанут использовать автомобиль, просто они будут «доезжать» на них. Что происходит сейчас со всей экономикой, со всей страной в целом? Люди «доедают» то, что когда то накопили «жирок», будут «доезжать» на старых машинах, будут использовать старую технику. Они не будут обновлять свои автомобили как раньше, а ремонтировать и кататься дальше. Уйдет крен в сторону малолитражек, сильно уйдет крен в сторону отечественного производства, если они сохранят возможность льготного кредитования», — заявил Максат Мирманов.

На фоне этого, по его словам, будет расти и увеличиваться вторичный рынок, который будет становиться популярнее. «Потому что люди все равно хотят менять машины, а возможность обмена на новую не получается. На этом рынке наверное будут идти какие-то продажи между собой. И цены тут также будут расти благодаря спросу и популярности», — считает специалист.

Специалист посоветовал покупать автолюбители, которые придутся по карману. «С точки зрения потребительских качеств новое авто более привлекательнее, потому что в ближайшее 2-3 года после покупки каких-то капитальных вложений туда не требуются. Поэтому предпочтительнее покупать те машины, которые, в первую очередь, «по карману». Чтобы люди соотносили свои доходы и ежемесячные затраты за пользование автомобилем», — посоветовал эксперт.

По мнению Мирманова, статус-кво на рынке автомобилей будет сохраняться на уровне нынешних позиций.

«Кто-то будет покупать новые машины. Есть бренды, которые пользуются огромной популярностью. И люди все равно предпочитают накопить, взять кредит и купить ее. Но через 1-2 года мы отойдем от этих трендов. Даже те, кто копил на дорогую машину, брал кредит, занимал у родственников, скоро поймут, что этого не смогут сделать», — отметил он.

По мнению Максата Мирманова, популярными станут малолитражные автомобили, потому что не исключено подорожание бензина до 250 тенге за литр после модернизации казахстанских НПЗ. Отметим, ранее министр энергетики Канат Бозумбаев назвал «из области фантастики» цену в 240 тенге за литр топлива.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.